10 минут чтения

Вот и наступил 2021 год. Так уж повелось, что в конце/ начале года подводят итоги и строят планы. С одной стороны, вроде банальность, с другой – почему бы и нет. Год выдался достаточно интересный (и не только из-за «короны»). Мы как интеграторы посмотрим на 2020 год с точки зрения автоматизации у производителей продуктов питания. И заодно попробуем спрогнозировать – что будет актуально автоматизировать на пищевом производстве в год белого быка.

2020-й автоматизированный

Для справки. Заключения буду делать на основании статистики выполненных нами проектов автоматизации, а также данных о проектах, выполненных нашими потенциальными клиентами самостоятельно или с другими интеграторами (охват не полный по рынку, но достаточно широкий, чтобы делать выводы). Если вдруг что-то упущу – буду рад дополнениям-комментариям к материалу.

Итак, какие проекты интеграции прошлого года можно выделить как особо «востребованные»:

  • Перевод бухучета на новую программную платформу

Причина популярности данной темы во многом кроется в предстоящей в 2022 году отмене поддержки отраслевых решений на платформе УПП со стороны славной компании «1С». Поскольку таких конфигураций по стране используется достаточно, вопрос актуален очень для многих (подробнее эту тему уже разбирал в одной из статей). В прошлом году такими проектами занимались те, кто решил не откладывать смену платформы на последний год поддержки.

  • Смена платформы информационной системы

Таких было существенно меньше, чем проектов смены платформы бухучета, но отмечен явный тренд. Причины смены/ развития платформы разные. Кто-то опять же из-за стимула в виде отмены поддержки отраслевых УПП решился на то, чтобы поменять все разом (раз бухучетом будем заниматься, давайте и остальное сделаем). Кто-то самостоятельно созрел к смене текущей системы на более соответствующую потребностям бизнеса (нынешним и будущим), т.к. осознал ценность и необходимость современного автоматизированного инструментария для бизнеса. А кто-то просто решил перейти на 1С:ERP, т.к. «уже достаточное количество внедрений прошло, наверное и нам пора». Увы и ах. Такие тоже есть.

  • Внедрение MES-систем

На базовом уровне (бухгалтерия, вход и выход с производства) учет налажен у всех. Но внешние контролеры, возросшая конкуренция и требования клиентов заставляют организовывать полноценный оперативный автоматизированный учет с прослеживаемостью от приемки сырья до передачи на склад готовой продукции, контролем выходов и технологических параметров производства. Проекты внедрения MES-систем уже не являются какими-то ноу-хау. Скорее это просто переход рынка к некоей гигиенической норме учета. Вот производители продуктов питания и делают автоматизацию именно оперативного учета на своем производстве, чтобы контролировать ход производства, управлять качеством и себестоимостью своей продукции.

  • Интеграция с «Честным Знаком»

Всплеск случился в конце прошлого года у переработчиков молока. Не то, чтобы они сами захотели внедрить новую систему маркировки – заставляют. Вот и начался ажиотаж по поиску необходимого оборудования и программного обеспечения для настройки интеграции с Честным Знаком.

// Наиболее сложным пока является техническая сторона – определиться с вариантами нанесения и работы с кодами на производственном оборудовании. Ибо вариантов много и все достаточно дорогостоящие. А вот опытных интеграторов по оборудованию, которые не просто принтеры продают, а предлагают разные инженерные варианты закрытия потребности клиентов, пока немного.

// Поскольку проект предполагает не только нанесение и отправку отчетов о вводе в оборот, но и дальнейший поэкземплярный учет движения продукции, то логическим следствием будет автоматизация партионного учета на складах готовой продукции. Пока сделано не у всех. Далеко не у всех.  Но это вопрос времени. Примерно также внедрение обязательной электронной сертификации в «Меркурии» подтолкнуло часть производителей продуктов питания к автоматизации оперативного учета на производстве.

Как краткое резюме: явного лидера среди указанных проектов не было, но они выделились среди всех других.

Как это было

Помимо простого перечисления чарта проектов автоматизации у производителей продуктов питания в 2020 году стоит упомянуть о контексте этих проектов (как и что их сопровождает).

Вот какие мысли-наблюдения возникли по поводу того – «как это было».

  • «Корона» (куда ж без нее в 2020)

// Некоторые бизнесмены из-за колебаний на рынке решили притормозить с инвестированием в проекты автоматизации. Ибо финансово не все гладко, да и возможно надо будет что-то менять у себя в компании. Однако, на удивление, были и компании, которые, наоборот, решили воспользоваться ситуацией и ступить на путь давно назревших изменений. Наша практика инициации проектов показала, что в первой половине года было больше вторых (инициаторов), во второй половине года – первых (консерваторов).

  • Давление внешних сил

// Все еще очень много проектов автоматизации инициируется только потому, что кто-то заставляет и толкает извне («1С» с отменой поддержки отраслевых УПП, маркировка «Честного Знака», необходимость обеспечить детальность прослеживаемости в производстве для «Меркурия»)

  • Нехватка квалифицированных ИТ-специалистов

// На рынке программистов еще можно поискать специалистов и привлечь их к себе интересными задачами или хорошим материальным вознаграждением (причем, в центральном регионе и региональных столицах это сделать существенно проще, чем на периферии). А вот специалистов для выполнения роли руководителей ИТ-подразделений, руководителей проектов и архитекторов ИТ-ландшафта еще надо хорошенько поискать. Данная нехватка кадров отчасти компенсируется привлечением сторонних интеграторов и аутсорсеров, но и у них в штате не всегда закрыты подобные компетенции.

  • Вера в «волшебную таблетку»

// К сожалению, до сих пор даже у достаточно крупных компаний сохраняется вера в «чудеса» в виде покупки одной замечательной программы, которая будет содержать весь необходимый функционал (намекаю на проекты «внедрения ERP для использования всего функционала»). Казалось бы, как замечательно – не надо формулировать свои требования к системе и ИТ-инструментарию, продумывать логику учетных процессов и управлять проектом внедрения. Просто купить флагманское решение от «1С» (а если отраслевое – так вообще супер), загрузить в него свои данные и внедрять функционал блок за блоком. А если чего не будет хватать – «допилим» под себя. Угу. Точно (ироничное лицо). Как будто не ходили уже этой дорогой при покупке «готовых» решений на «1С:УПП». Кому будет интересно, можно почитать о терньях и граблях такого пути здесь.

Вангуем на 2021

Теперь повернем взгляд вперед и попробуем сделать прогноз на предстоящий год – какими проектами автоматизации на наш взгляд придется заниматься производителям продуктов питания в 2021-м и зачем.

  • Интеграция с ГИС «Честный Знак» в молочной отрасли

Итак. Революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась. Многим этого край как не хотелось, но в декабре на законодательном уровне утвердили сроки обязательности маркировки кодами Data Matrix для молока и молочной продукции (дорожную карту этапов обязательности легко найти в Интернете). Все, кто не принимал участия в экспериментах с ЦРПТ, ставил свечки и надеялся на отмену маркировки, надо будет относительно срочно искать интеграторов по оборудованию и софтовой части для работы с этой ГИС.

// Многим хочется попасть во «вторую волну» и успеть более-менее планово закупить-установить оборудование и настроить работу программного обеспечения. Однако, есть ощущение, что многим придется решать вопрос в авральном порядке.

  • Смена платформы бухучета

Проекты смены платформы бухучета продолжат свое победное шествие, т.к., простите за тавтологию, отмену поддержки отраслевых решений на УПП с 2022 никто не отменял. Компаний, в которых используются отраслевые конфигурации, среди производителей продуктов питания достаточное количество, и вопрос необходимости иметь обновляемую систему для регламентированного учета решили далеко не все. У нас уже даже некоторая очередь на такие проекты нарисовалась.

  • Уход от Excel

Есть тренд (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) на растущий осознанный подход к внедрению ИТ-инструментария не только для решения гигиенических задач автоматизации учета на производстве и складах. Замечен растущий интерес к автоматизации процессов, которые у многих традиционно во много ведется в людях и Excel – обслуживание клиентов, планирование задания на производство, работа с трейд-маркетинговыми акциями внутрицеховое планирование производства. Далеко не все, кто говорит об автоматизации данных процессов, начинают менять работу с помощью ИТ-инструментов. Но подавляющее большинство компаний понимает – как с помощью стандартизации и автоматизации этих областей они могут увеличить эффективность своей работы. А именно повысить клиентский сервис, оценить реальную маржинальность своих трейд-маркетинговых акций, снять зависимость от «незаменимых» сотрудников. Это радует. Предполагаю, что в 2021 году этот тренд будет только расти.

Вместо завершения

Понимаю, что описанное выше может быть весьма дискуссионным. Пишите комментарии и вопросы к статье, продолжим общение. А если возникнут практические вопросы по предстоящим вам проектам автоматизации – обращайтесь по контактам, указанным на сайте.

Всем добра и здоровья!

Оставьте заявку на обратный звонок

4.8 4 votes
Рейтинг статьи
guest
1 Комментарий
oldest
newest most voted
Inline Feedbacks
View all comments
Александр Захаров
Александр Захаров
2 месяцев назад

Просто о сложном) Интересно было почитать. Спасибо автору!

близко
Связаться с нами

 

×
Copy link