9 минут чтения

В этой рубрике мы делимся новостями об интересных «пионерских» проектах автоматизации у производителей и дистрибуторов продуктов питания.

Сегодня речь пойдет о проекте автоматизации процессов планирования и учета ремонтов на примере сыродельного производства. Следует сказать, что эта тема точно не нова и в том или ином виде решается на каждом производственном предприятии. Более того – для этих задач есть даже отдельный программно-методический комплекс на базе «1С».

Однако за почти 13 лет нашей работы с разными производственными предприятиями – это лишь второй пример, когда на предприятии хотят решить задачи именно с помощью автоматизированной системы технического обслуживания и ремонта оборудования (далее – ТОиР).

Собственно, ниже и опишем детали процесса внедрения автоматизированной системы управления плановыми ремонтами на сыродельном производстве.


Предпосылки изменений

Нужно сказать, что задача имеет свою длинную и насыщенную историю «созревания» (почти как правильный твердый сыр, производимый на описываемом в материале заводе :)).

С одной стороны, предприятие, на котором мы делали проект, и, как следствие, производственное оборудование, – молодое (запуск в эксплуатацию состоялся в недалеком 2011 году), большая часть оборудования находится еще на гарантийном обслуживании. И вроде бы больших проблем с контролем работоспособности и обеспечением бесперебойной работы быть не должно.

С другой стороны, все оборудование ультрасовременное и заграничное (французское, испанское, немецкое и пр.). Соответственно, даже эксплуатационные запчасти являются дорогостоящими.

На предприятии выделено несколько ремонтно-технических служб во главе с главным инженером, ответственных за обеспечение бесперебойной работы оборудования и своевременное выполнения плановых работ и осмотров.

В определенный момент у руководства завода появился запрос на получение прозрачной информации для сокращения количества поломок и времени выполнения ремонтных работ:

a. Обоснование причин поломок оборудования и простоя производства и превентивное недопущение поломок за счет своевременного выполнения плановых работ и осмотров оборудования;

b. На какие единицы оборудования распределился общий объем затрат на ремонт и обслуживание, в какую сумму реально обходится владение оборудованием, и каким образом можно сократить затраты.

Поставленные задачи требовали перевода учета работы ремонтно-технических служб с бумаги и раз в месяц – в автоматизированную информационную систему оперативного учета. То есть требовали внедрить систему ТОиР.


Границы проекта

Состав задач проекта внедрения тоир

Схема. Состав задач проекта

Как видно на схеме, внедряемая система охватывает следующие задачи и процессы:

  • Календарное планирование ремонтов – функции главного инженера:
    1. Формирование календарных (годового и месячных скользящих) план-графиков плановых работ и осмотров
    2. Расчет потребностей в закупке запчастей
  • Оперативное планирование и диспетчеризация выполнения ремонтов – функции начальников технических служб:
    1. Формирование заданий на выполнение ремонтов
    2. Организация и контроль получения запчастей на выполнение ремонта
    3. Контроль выполнения ремонтов: выполненных работ и использованных запчастей
  • Исполнение ремонтов – функции мастеров и инженеров технических служб:
    1. Учет выполнения ремонтов: выполненных работ и использованных запчастей + возможность указать дополнительно выявленный дефект, требующий запуска внепланового ремонта
  • Подготовка отчетности по выполненным ремонтам и использованным запчастям – совместная задача начальников служб и бухгалтерии.

На основании выполненных и оперативно учтенных ремонтов формируются сводные акты, которые, с одной стороны, дают полную детальную раскладку – по какому оборудованию, какие расходы были понесены, а с другой, – формируют по правилам бухгалтерского учета акты на списание запасных частей.

Внедряемая система управления плановыми ремонтами в части задач материально-технического обеспечения «пришвартовалась» к ранее внедренной подсистеме управления закупок: т.е. потребность в запчастях на выполнение плановых ремонтов попадала в руки менеджера по снабжению, который аналогично (вместе с производственными потребностями) запускал процесс работы с поставщиками.

Кроме того, вместе с системой управления и учета плановых и внеплановых ремонтов в общей концептуальной схеме задач свое заслуженное место занимает подсистема учета аварийных ремонтов, внедрением которой планируется расширять существующую систему ТОиР.


Потенциальные и реальные проблемы и способы их преодоления

тоир

  1. Люди

Инициатива руководства – организовать начальников и специалистов технических служб вести в информационной системе оперативный учет выполненных ремонтов, а главное – прозрачный учет полученных и использованных запчастей – была воспринята утопичной и невыполнимой многими специалистами завода разного масштаба званий и должностей.

Признаюсь, я и сам грешен – под волной общего скепсиса переживал за процесс вовлечения пользователей в процесс учета. И дело тут даже не в сопротивлении прозрачности (как могло бы подуматься). Ни у кого, включая главного инженера, – не было ни опыта работы, ни опыта внедрения подобного рода систем.

Но, Родина сказала – НАДО, комсомол ответил – ЕСТЬ! Риски с людьми в проекте нам помогали решать… Кто? Правильно – люди! 🙂

В команду проекта, кроме главного инженера (как основного функционального потребителя с личной ответственностью на запуск системы ТОиР) мы включили хорошо проверенных в наших прошлых боях-проектах: главного бухгалтера и внутреннего системного аналитика. В таком составе команда проекта со стороны Заказчика была максимально сбалансирована и с точки зрения административного управления, и с точки зрения выполнения своей части работ, приемки и запуска системы ТОиР.

Как вы наверно догадались – у нас все получилось 🙂  Хотя еще раз признаюсь: и на обучении, и на опытном запуске, и на запуске в промышленную эксплуатацию – до последнего момента ждал, что где-то что-то «прорвется». Но не прорвало. И главная заслуга в этом – главного инженера – он оказался отличным руководителем проекта: заинтересовал, вовлек, организовал и сам лично проконтролировал работу всех звеньев в Системе!

  1. Нормативно-справочная информация

Как и система производственного учета, система ТОиР без нормативки – как человек без скелета: не на чем строить планирование, диспетчеризацию и учет.

Для запуска нам требовались:

  • классификатор объектов ремонта
  • нормативы по составу операций и расходу запчастей на выполнение плановых ремонтов

С классификатором объектов справились довольно быстро. А вот нормативов в электронном виде не было (да и в бумаге было далеко не все). Поэтому почти с самого начала проекта параллельно с разработкой и настройкой системы шла внутренняя работа по наполнению нормативов. Нужно сказать – шла медленно, почти стояла. Ситуация усугубилась тем, что кроме заведения нормативов требовалось еще провести унификацию классификатора запчастей.

Это была непростая работа.  Даже несмотря на введение главным инженером планов наполнения норм и на ускорение подготовительной работы накануне промышленной эксплуатации, завершить подготовку норм полностью и вовремя не удалось 🙁

Пришлось придумывать и применять к запуску альтернативный план: был разработан вспомогательный инструмент, который при формировании задания на выполнение ремонта требовал заполнить нормы, которые попадали на утверждение. Таким образом удалось спасти запуск системы ТОиР.

  1. Живые и мертвые задачи в проекте

В любом проекте важно помнить главные цели, понимать приоритеты запускаемых задач, а также уметь увидеть и иметь смелость отказаться от «мертвых» задач, чтобы обеспечить своевременный запуск системы.

В данном проекте решений об отказе от запуска задач было несколько:

  • Учет ремонтов автотранспортного цеха.

//С точки зрения формы управления плановыми ремонтами подход АТЦ аналогичен подходам других ремонтно-технических служб. Но, если посмотреть подробней – в запуске данного подразделения было много рисков (новый начальник цеха, глобально большой классификатор запчастей, и пр.) и мало профитов (большая часть ТО выполняются сторонними организациями). Поэтому охват ТОиРом АТЦ был своевременно вынесен «за скобки» проекта.

  • Учет аварийных заявок.

//Данная задача, не смотря на близость к системе управления плановыми ремонтами, имеет критический объем своих особенностей, а также исторически наболевших и нерешенных организационных вопросов на заводе. Поэтому она так же была вынесена их проекта ТОиР.


Вкусности и особенности результатов

тоир система

Система ТОиР заработала на заводе в том составе функций и задач, которые мы с клиентом планировали запустить. Заработала в срок:

  • Ремонтные службы получили в общей информационной системе предприятия свой кусок учетно-управленческого функционала, привели в порядок свою нормативку и процессы.
  • Для исполнителей ремонтных работ был разработан мобильный интерфейс, с помощью которого они, находясь в цеху, оперативно учитывают на планшете запуск и завершение ремонтов, использованные материалы и выполненные операции.
  • Взаимодействие ремонтных служб с отделом закупок и кладовщиком центрального склада перешло в электронную форму.
  • Процедура сведения отчетов о расходе запчастей упростилась и свелась к нажатию двух кнопок: начальник формирует сводный акт расхода, бухгалтер отражает списание в бухучете.
  • Появилась оперативная информация для контроля и анализа выполняемых ремонтных работ.
  • Настроено несколько отчетов для план-фактного мониторинга и анализа выполненных ремонтов, анализа затрат на ремонты в разных аналитиках (подразделения, объекты ремонта, виды ремонта и пр.)

В заключение

Данный проект был не каким-то «книжным» подходом к решению проблем и задач, где нужно «сделать все и по-правильному». Это был проект с осмысленными проблемами, задачами и результатами, которые хочет получить руководство завода.

Очень приятно наносить пользу тем, кто этого желает. Если и вы надумаете внедрить у себя систему управления плановыми ремонтами в осмысленно лаконичном виде, знайте – у нас есть полезный опыт. Обращайтесь! 🙂

Свяжитесь с нами

0 0 vote
Рейтинг статьи
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
близко
Связаться с нами

 

×
Copy link