Внедрение автоматизированных систем на «1С» у производителей продуктов питания. Гигиена и повышение конкурентоспособности.

Практика нашей автоматизации производителей продуктов питания за последние несколько лет позволяет выделить некоторые «тренды» в проектах внедрения учетных и управленческих систем. В этом материале поделюсь своими наблюдениями – кто, что и зачем автоматизирует на рынке производства продуктов питания.

НЕМНОГО ЛИРИКИ ИСТОРИИ

Если посмотреть на производителей продуктов питания, то специфика их работы предполагает регулярное выполнение одних и тех же повторяемых процессов (приемка заказов клиентов и их отработка, приемка сырья/упаковки/ингредиентов, производства полуфабрикатов и готовой продукции, контроль соблюдения технологии производства, складские процессы и отгрузка готовой продукции и т.д.). Очень логично автоматизировать такие процессы, чтобы повысить эффективность работы своего предприятия, но далеко не все компании могут/готовы отказаться от ручного управления, построенного на людях, чтобы перейти на управление с помощью автоматизированных систем. Отчасти это понятно, т.к. надо вкладывать деньги и время во множество вещей, не связанных с автоматизацией, — в развитие производства, в оборудование, в продвижение новых продуктов… В добавок не у всех есть понимание – как внедрять такие системы, как их эффективно использовать, как подобрать-обучить людей для работы в новой системе управления и т.д. Да и потребность в автоматизации до последнего времени была не так велика – достаточно было производить более-менее качественный продукт (а иногда и не совсем качественный), а продажи уж как-нибудь будут (не то, чтобы все продастся само по себе, но сбыт был существенно проще чем сейчас).

При этом картинка на рынке за последние 5-10 лет поменялась – существенную долю в ритейле заняли сети, внешним контролерам пищевого рынка уже недостаточно получать данные по бух отчетности, количество производителей с качественными продуктами подросло и, соответственно, выросла конкуренция.

Стало необходимо обеспечивать более детальный учет от поступления сырья до выпуска готовой продукции (прослеживаемость, партионность), быстрее получать данные для анализа эффективности работы производства, соответствовать требованиям клиентов по маркировке-упаковке-доставке готовой продукции и т.д., более тщательно контролировать качество своей продукции, перестать зависеть от «талантов» исполнителей на местах. И вот тут как раз пригодились автоматизированные системы учета/управления, которые начали внедрять наши производители продуктов питания (бухучет не в счет, он и до этого был на достаточно хорошем уровне автоматизации).

ПРО ГИГИЕНУ И ТРЕНДЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

Глядя на наши (и не только) проекты внедрения-развития управленческих систем на «1С» последних лет, можно их грубо поделить на 2 крупных категории:

  • «must have» (гигиенические задачи, которые нельзя не делать)
  • необязательные задачи, направленные на повышение управляемости и конкурентоспособности предприятия (можно не заниматься, но ряд предприятий осознанно инвестирует деньги в эти проекты)

Остановимся чуть поподробнее на каждой

Маст хэв / нельзя не делать / гигиенические задачи.

  • регламентированный учет и отчетность
  • партионный учет (на производстве и складах)
  • документооборот с клиентами
  • интеграция с ГИС (ЕГАИС, Меркурий)
  • транспортная логистика

Гигиеническими эти задачи можно назвать потому, что они не дают серьезного профита или конкурентного преимущества. Как чистить зубы – не дает серьезного прироста здоровья, но вот если этим не заниматься…)) Такая автоматизация — это скорее то, что должно быть сделано, чтобы соответствовать «правилам игры» на рынке. Если кто-то хочет производить-продавать продукты питания в промышленных масштабах, то это просто должно быть сделано. Точка.

Наблюдения интегратора. Поскольку руководство многих компаний не видит явно – как затраты на выполнение этих «гигиенических» задач будут окупаться, то регулярно встречается исполнение задач в «минималистичном» исполнении. Например, вместо организации полноценного оперативного учета на производстве и складах готовой продукции делается некое виртуальное моделирование в «1С» партионного учета для отражения данных в ГИС «Меркурий» и оформление партий в момент и в размере клиентской отгрузки (просто, чтобы отгрузки не остановились). А потом, когда требования со стороны Меркурия стали более детальны, приходится переделывать то, что было сделано ранее. Получается двойная (а то и тройная) трата времени и денег по сравнении с тем, если бы изначально оперативный учет был поставлен полноценно и была бы настроена трансляция нужных данных в ГИС.

Повышающие конкурентоспособность задачи

  • Календарное планирование продаж и производства
  • Работа с трейд-маркетинговыми акциями
  • Формирование задания на выработку продукции и маркировку-упаковку готовой продукции
  • Техническое обслуживание и ремонт оборудования
  • CRM-система для отдела продаж
  • Интеграция оборудования с учетной системой
  • Оценка маржинальности клиентов, продуктов, подразделений

Нельзя сказать, что эти задачи не выполняются у современных производителей продуктов питания. Просто в большинстве случаев они выполняются в «ручном режиме» в Excel и с привязкой к конкретным исполнителям.

Автоматизацией задач из указанного чуть выше списка в основном занимаются достаточно крупные компании, у которых из-за масштабов производства есть понимание и потребность в повышении эффективности своей работы за счет стандартизации и ускорения своих процессов + есть желание снять зависимость от конкретных исполнителей на местах.

Наблюдения интегратора. Внедрение автоматизированных систем, которые выполняют данные задачи (напр. системы прогнозирования отгрузок и управления заданием на производство) чаще всего проходит успешно только при условии, что есть функциональный потребитель такой задачи в руководстве компании + есть понимание – какого эффекта хочется получить от использования такой системы (напр. повышение клиентского сервиса, снижение списаний ГП по остаточным срокам годности). Если просто передать поручение своему программисту купить-внедрить какое-то ПО с интересующим функционалом, то проект «не взлетит» либо будет профанирован.

В завершение

Любой проект по автоматизации своих процессов должен выполняться с осознанием — для чего он делается, квалифицированным персоналом, по правильной технологии (напр. нельзя жертвовать важным этапом формирования требований к процессам и системе и просто передать своему ИТ-специалисту перечень «хотелок»).

Если у вас есть какие-то сомнения/вопросы/недопонимания по автоматизации своих процессов – обращайтесь, поможем. В конечном счете не зря же мы столько систем внедрили, надо делиться опытом))

Печать статьи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о