Что такое CRM и управление продажами для производителей продуктов питания?

Сегодня я решил затронуть область, которая по опыту нашего общения с компаниями сектора FMCG наименее технологизирована и автоматизирована (но при этом является ключевой для развития любого предприятия) – продажи.

В последнее время запросы на автоматизацию а-ля «хотим внедрить CRM» всё чаще слышны от наших клиентов. При этом практически никто из них не может сказать – что такое CRM для производителя продуктов питания и чего они от этого хотят? Что ж, попробуем добавить ясности в этот вопрос.


О ком речь?

Модели управления продажами серьезно отличаются для производителей разного масштаба с разной территорией представленности. Поэтому, чтобы не вносить путаницу, сразу оговорюсь – сегодня будем рассматривать только управление продажами для тех производителей, которые:

  • продают несколько товарных категорий
  • работают в нескольких регионах через разные каналы
  • ставят для себя цели расширения продаж, а не просто работают по принципу «продаем то, что само продается»

Про товарные категории

При управлении продажами мы выделяем основной объект управления – это одна товарная категория в одной группе планирования клиентов. Как правило, группа планирования – это пересечение канала и региона продаж (см. схему ниже). А для крупных сетевых клиентов вообще логично выделять под каждого клиента один элемент в группах планирования.

Пример выделения товарных категорий и групп планирования клиентов

Хочется отметить что продукты питания – это один из наиболее склонных к корректному планированию товаров, так как потребление имеет самый короткий цикл и высокую повторямость. Однако это относится только к тем продажам, когда мы управляем поставками на полку магазина (или РЦ в случае с сетевыми клиентами).

В случаях же, когда мы продаём посредникам и не управляем/не контролируем поставки на полку, управлять такими продажами мы не можем, поэтому и не будем рассматривать этот вариант (большинство компаний уже осознали, что полагаться в продажах на посредников-перекупщиков или неуправляемых дистрибуторов ошибочно и все стараются выстраивать управляемые каналы продаж).


Про структуру продаж

Структура продаж в рамках одной ячейки из вышеуказанной схемы состоит из следующих элементов:

  1. Регулярные продажи
    1. Тренд регулярных продаж
    1. Сезонный элемент продаж (как «+» так и «-» относительно средней статистики продаж по году)
  2. Продажи за счет дополнительных активностей
    1. Промо продажи (активности в основе которых снижение цены «на полке» в различных механиках акций для стимулирования сбыта)
    1. Рекламная поддержка продаж (например, реклама по TV)
    1. Коммерческие активности (например, дополнительная мотивация продаванов за фокусные SKU)

Исходя из структуры продаж понятно, что для достижения интересующих целевых показателей продаж нам необходимо:

  1. спрогнозировать регулярные продажи с учетом тренда продаж, коэффициентов сезонности
  2. понимая разницу между целевыми продажами и прогнозом регулярных продаж, запланировать дополнительные активности (чаще всего это бывают промо-акции).

При этом мы понимаем, что продавать 1 рубль за 99 копеек любой сможет)) Поэтому задача управления продажами сводится к тому – как с минимальными бюджетами затрат на продажи добиваться выполнения целевых показателей по плану продаж.


Про методику планирования продаж 

 На основании нашего опыта автоматизации продаж и исследовании международного опыта (в частности методики планирования продажи операций) мы разработали методику планирования/управления продаж, представленную на схеме ниже.

У ряда компаний уже реализована подобная схема планирования/управления продажами, но это сделано в Excel (и даже если частично в «1С» что-то сделано, то большинство оперативной работы всё равно ведется в Excel). Мы же разработали полноценную модель в рамках нашего отраслевого продукта на базе «1С» для производителей продуктов питания — «K2FRESH».

Если ваше видение продаж коррелирует с представленной выше схемой, то наше программное решение станет для вас существенным подспорьем на пути к технологизации и автоматизации продаж.


P.S. Управляйте продажами зряче и продавайте больше! А если вопросов все еще больше чем ответов – обращайтесь и мы поможем.

Печать статьи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о