Эмоциональный интеллект или Зачем нужны эмоции менеджеру?

Сегодняшнюю тему решил посвятить интеллекту. При этом надо упомянуть, что почти все знают про IQ (коэффициент интеллекта), а вот про EQ (эмоциональный интеллект) многие знают только понаслышке и поверхностно. Собственно, и я был примерно в таком же положении до некоторого времени. И вот в руки мне попалась книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше чем IQ». После прочтения ее традиционно захотелось и свои мысли причесать и поделиться какими-то полезностями с другими.

Основной толчок к прочтению «Эмоционального интеллекта…» был вызван попыткой разобраться, почему высокий IQ – это далеко не гарантия успеха в работе и жизни. Что-то об этом слышал во время разговоров, где-то читал наискосок статьи в интернете, в жизни сталкивался с людьми, которые без семи пядей во лбу знали – когда и что кому сказать, чтобы быть приятными собеседниками и успешными людьми… А тут так совпало, что и время было на чтение, и книга на соответствующую тему в руки попала и вроде как хорошие рецензии у нее… В общем, все один к одному ))

// К справке приведу определение эмоционального интеллекта
из Вики. ЭИ – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач (подробнее про ЭИ смотрите 
здесь)

С книгой знакомился не столько не с точки зрения повышения уровня собственных знаний про эмоциональный интеллект, а больше для того, чтобы понять – какую пользу этот интеллект может принести современному менеджеру в его работе и жизни.

Сухих фактов про «Эмоциональный интеллект…» приводить не буду, кто заинтересуется – сам найдет описание и рецензии (благо их предостаточно). Попробую поделиться именно субъективными выводами и своими мыслями, возникшими при прочтении. Что ж, посмотрим, что получилось))

  • Скорость жизни любого современного делового человека крайне высока, поэтому часто не хватает времени на какое-то другое общение, кроме транзакционного (дать поручение, провести совещание для обсуждения какого-то важного план-факта, набегу с коллегой перекинуться быстрым «как дела?» и т.д.). Ведь времени так мало, а дел так много! Поэтому некогда тратить время на какие-то «неважные» вещи. А ведь умение понимать природу своих и чужих эмоций, умение управлять эмоциями – это то, что может помочь выстроить более глубокие и эффективные коммуникации. Мы ведь живем в человеческом обществе, поэтому и общение с другими людьми (дома и на работе) должно учитывать фактор эмоций (мы же не роботы в конце концов).
  • Эмоции сильно связаны с нашим здоровьем, поэтому управление своими эмоциями может снизить их негативное проявление на нашу жизнь.  В частности, убедительна часть про то, как гнев и депрессия могут повлиять на развитие сердечно-сосудистых заболеваний (еще одно «научное» объяснение – почему оптимисты живут дольше пессимистов).
  • Полезным показалось выделение в книге глав, посвященных разбору сложных эмоциональных состояний (семейные конфликты, проблемы в общении, страх и стресс, тревожность, депрессия) и вариантам разрешения сложных ситуаций. Все мы с этим сталкиваемся в жизни, а во время прочтения можно посмотреть на себя же со стороны и понять – почему мы и другие ведем себя так или иначе, а также какие еще варианты поведения возможны, кроме тех, которые мы привыкли использовать в нашей практике.
  • В очередной раз понял, что эмпатия может сильно повлиять на нашу жизнь. Как положительно, при ее наличии (завести друзей, наладить отношения с ближними, способствовать карьерному росту, более полно ощущать жизнь), так и отрицательно при отсутствии оной (крах карьеры, распад семьи, конфликты с ближними). А вот как развить в себе это качество – это уже вопрос, который надо прорабатывать отдельно. Здесь только упомяну, что по Гоулману эмпатия – это один из главных компонентов для высокого эмоционального интеллекта.

Вместо резюме.

Дэниел в «Эмоциональном интеллекте…» не дает однозначных ответов на поставленные вопросы – что определяет успешность поведения в обществе? почему не все отличники добиваются успеха в жизни? что направляет наше поведение? и т.д. Однако автор явно подталкивает читателя к самостоятельному поиску ответов – как сделать свою жизнь более цельной через понимание и управление своими эмоциями.

Если вы в субъектной позиции и считаете, что в первую очередь именно сами влияете на улучшение своей жизни, то эта книга обязательна к прочтению. Пусть не самое легкое чтиво (начнете читать – сами поймете почему), но стоит потратить на это время, т.к. «Эмоциональный интеллект…» очень неплохая книга для начала более глубокого знакомства со своими чувствами и эмоциями (потом можно будет и другие материалы почитать на эту тему).


P.S. Книга Гоулмана под номером 13 входит в список книг серии «Библиотека Сбербанка» и настоятельно рекомендуется Грефом для прочтения своим сотрудникам. Все еще не хотите с ней познакомиться? 😉

Печать статьи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о