Автоматизация процесса разделки мяса птицы и планирования производства

Довольно часто, общаясь с руководителями предприятий, мне задавали вопрос – можно ли с помощью автоматизированной системы заменить менеджмент того или иного подразделения на производстве, чтобы она сама оперативно производила расчеты и выдавала «правильные решения»? Интерес здесь простой — снизить зависимость предприятия от конкретных исполнителей, а в перспективе – снизить затраты предприятия за счет уменьшения количества персонала.  Однако правда жизни такова, что ни одна система пока не в силах заменить человека. Какие бы совершенные алгоритмы не были заложены в систему.

Однако недавно был сделан шаг вперед по приближению этого счастливого будущего. Речь идет о нашем проекте автоматизации на птицефабрике, где руководство компании озаботилось отсутствием должного понимания процессов балансировки разделки мяса птицы и сильной зависимости предприятия от мастерства конкретного исполнителя.  По сути решение данной задачи стало вопросом экономической безопасности предприятия.


Текущая ситуация и предпосылки изменений


На птицефабриках как правило заранее (иногда сильно заранее — до 40 дней) понятен объем мяса курицы, который пойдет на убой. Этот объем нужно распределить по заказам покупателей и на запас на складе. Кому-то нужна целая тушка, кому-то голени, кому-то филе и т.д Менеджер, имея заказы покупателей и внутренних подразделений, понимая ограничения по загрузке оборудования и карты разделки курицы (у клиента использовалось порядка 250 вариантов разделки курицы) должен определить:

  • сможем ли мы на 100% выполнить заказ каждого покупателя
  • если все заказы не могут быть исполнены, то определить приоритеты – кого из клиентов будем отгружать, а кого будем ставить в очередь
  • сформировать заявку на производство

У нашего клиента ответственный менеджер данные задачи выполнял, опираясь только на свой опыт и мудреный Excel. Данная ситуация еще более усложнялась наличием нескольких территориально удаленных производственных площадок в компании.

Думаю, не нужно объяснять, что в любой ситуации, где менеджер заболел, ушел в отпуск, уволился, у предприятия могли возникнуть проблемы с исполнением заказов покупателей, т.к. полноценно его заменить просто некем.


Что было сделано?


Основной задачей в проекте было разработать автоматизированный инструмент на «1С», который:

  • сделает оценку исполнимости заказов и повысит ее точность на основании математических алгоритмов
  • даст информацию коммерческому отделу для определения приоритетов в отгрузках
  • сформирует план-заявку на производство «по волнам» (по сменам)

Совместно с клиентом были определены основные принципы оценки исполнимости заказов, формирования заявки на производство и описаны в математической модели программного продукта. Наши разработчики использовали два основных алгоритма: «жадный алгоритм» и «алгоритм отжига».

Не буду отбирать хлеб у программистов и описывать математические алгоритмы )) Это тема отдельного материала. Если описать их простыми словами, то имея входную информацию о заказах, картах разделки, ограничениях оборудования наш автоматизированный инструмент предлагает оптимальный план разруба птицы и формирует документ «Заявка на производство», которую менеджер подтверждает или вручную корректирует и далее передает в производство на исполнение.


Так это выглядит в системе:


Рисунок 1. Схема разруба


Рисунок 2. Общая потребность клиентов в готовой продукции


Рисунок 3. План убоя по сменам


Рисунок 4. Сбалансированный план убоя


Безусловно, инструмент нельзя назвать полноценной заменой человеку, т.к. окончательное решение по заявке на производство все равно принимает менеджер. Однако, получив инструмент, который вобрал в себя мастерство практиков по планированию производства, хочется задуматься о следующем шаге – полной замена «людей» на систему.

Печать статьи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о